Арт-терапия палочка-выручалочка современного общества

Бог слепил человека из глины

и остался у него неиспользованный кусок.

- Что еще слепить тебе? – спросил Бог.

- Слепи мне счастье – попросил человек.

Ничего не ответил Бог, только положил человеку

в ладонь оставшийся кусочек глины.

 

Арт-терапия палочка-выручалочка современного общества

 

В момент, когда человеку важно получить дополнительную энергию для преодоления кризисов, трудностей или просто для переживания судьбоносных событий, общество обращается к искусству, творчеству, и другим форм творческого самовыражения. Экспрессия творчества конструирует реальность человека, так через песню рисунок и танец можно отрегулировать импульсивное или агрессивное состояние, стабилизировать внутренний гомеостаз. Через сказку и куклотерапию можно эффективно передать социальный опыт всего человечества без долгих и тягостных нравоучений. Техники и методы арт-терапии являются максимально реалистичными и экологичнными для человека, и также относительно безопасны в работе практического психолога на всех этапах психокоррекции. Рассмотрим несколько аргументов в пользу эффективности данных форм психологической помощи.

1.Психологическая работа с индивидуальными арт-терапевтическими продуктами «Я» человека всегда позитивно влияю, а самооценку и самопознание. Так каждый рисунок или даже анализ личных фотографий и проста изображений (фототерапия) обеспечивает появление у человека мыслей и направляет его размышления «внутрь» себя. А самопознания это наивысшая форма познания.

2. Техники арт-терапии развивают те зоны человеческого мозга в левом полушарии которые систематично и планомерно отмирают в процессе школьного обучения: огромное количество заучивания, тесты, алгоритмизация обучения не оставляет место для творчества, поиска и самореализации ребенка в процессе обучения. И даже уроки трудового обучения, которые направлены на формирования креативности и смекалки, проводятся по стандартизированным заготовкам и шаблонам, что априори исключает индивидуальность и неординарность. И получаем  мы в результате взрослых людей, которые не способны принимать решения и делать выбор. А ведь все начинается с вопроса к учителю, «А каким цветом нарисовать небо?». И ответ учителя является первой программой  либо на зомбирование и роботизацию сознания ребенка либо на свободу в полете фантазии.

3. Арт-терапия максимально безболезненный «пылесос» негативных эмоций и переживаний человека. Прорисовывание и разыгрывание, моделирование в песке или на сцене сложных жизненных ситуаций, обеспечивает человека не одним выходом и целым спектром адекватных, социально приемлемых форм разыгрывание проблемы. Что снижает эмоциональные переживания по экзистенциальным вопросам «Что делать?». И как-то в процессе работы с психологом, тупик становиться новой дверь, которую нужно просто открыть чтобы получить целый мир возможностей.

4. Материалы, с которыми работает арт-психолог, обеспечивают тонкую и нерушимую, в процессе становления человечества, ниточку между человеком и природой. Глина, кукла, песок, бумага, ткани, уголь, краски – это то сопровождало человечество на всех этапах трансформации цивилизации, и поэтому достаточно успешно помогает преодолевать проблемы и становления отдельной личности. Ведь подростку намного легче избавиться от обиды на сверстников: рисуя их смешными, создавая карикатурные скульптуры проблемы  или мастеря куклу-защитницу от обид.

5. В моменты, когда необходимо сосредоточить или настраиваясь на собственные приёмы информации, мы постоянно рисуем каракули на полях, но когда ребенок рисует такие каракули, пытаемся найти смысл. А очень часто просто хочется вернуться в детство и рисовать каляки-маляки, или варит кашу-малашу из глины. Ведь только в детстве мы получает заряд силы и потенции на всю жизнь. Так вот арт-терапия, дает возможность путешествовать в детство, «привозя» от туда сувениры: в виде ресурсных воспоминаний, опыта преодоления, готовности принимать поддержку, умений не стыдиться свои чувства, и просто веры в магию жизни.

6. Также арт-терапия является механизмом, формирующим гармоничное семейное пространство. Да без условно, факторов, которые объединяют семью достаточно много. Среди них и место, где они рядом проживают, еда, которую они вмести съедают, и привычки, которые они закрепляют вмести. Но факторов, которые объединяли бы души семьи не так уж много. И одним из них является совместное семейное творчество, пусть это будет подготовка подарка маме на день рождения или оформления семейного альбома вмести с детьми или создания рисунка на память «Про то как наша семья прожила этот год», подойдет все и тогда вы даже не заметите как дети начинают слушать родителей как с удовольствием выполняют семейные обязанности. Ведь только так ребенок ощущает себя частичкой чего-то целого, большого, сильного, надежного и своего – семьи.

7. Наша генетическая общность с животными доказана учеными и не требует дополнительных объяснений. Но что же, отличает нас от братьев наших меньших, так это творчество только человек с его Божественным даром способен создавать, созидать, творить, менять, усовершенствовать и в том числи себя самого и арт-терапия это тот метод, что открывает человеку самого себя.

© Назаревич Виктория