ТРОЕ НА ВЕТКЕ

В категорииUncategorized
Автор admin

Проективный тест «Птенец», с помощью которого можно выявить степень самостоятельности ребенка и силу его зависимости от любимых родителей.

ИНСТРУКЦИЯ
» Этот тест подходит для детей старше 5 лет.
» Перед тем как начинать испытание, строго скажите себе несколько раз: «Я не психолог, я не психолог».
» Предложите ребенку послушать сказку и придумать, чем она кончилась.
» Обращайте внимание на действия слушателя, не пытается ли он от вас убежать? Перебивает или отказывается? Эти наблюдения пригодятся вам во время расшифровки результатов.

Песня о птичке
Сказка «Птенец» звучит так: «Сидели в гнездышке на ветке птички: папа, мама и маленький птенчик. Вдруг налетел сильный ветер. Ветка, на которой держалось гнездо, сломалась, и оно упало вниз. Все оказались на земле. Папа взлетел и сел на одну ветку, мама взлетела и села на другую ветку. Что сделал птенец?»

Нормальные варианты развития событий:
» птенец тоже взлетит и сядет на какую-нибудь ветку;
» полетит к маме, потому что испугался;
» полетит к папе, потому что он сильный;
» останется на земле, потому что не умеет летать;
» позовет на помощь, и папа с мамой его спасут.

Ответы, которые вызывают беспокойство:
» птенец не умеет летать, поэтому останется на земле;
» попытается взлететь, но у него ничего не получится;
» погибнет во время падения;
» умрет от голода (дождя, холода и так далее);
» о нем все забудут, и кто-нибудь на него наступит.

Суть басни такова
Дети обычно склонны придумывать хеппи-энды своим и чужим историям. Оптимистичная концовка свидетельствует о том, что ребенок обладает определенной самостоятельностью и решительностью. А по выбору помощника: мамы, папы, их обоих — становится понятен расклад сил в семье. Уверенность в себе и близких формируется благодаря искренней, ненавязчивой поддержке и любви взрослых. Дети ассоциируют себя с героями сказок, и именно поэтому трагический финал выдуманной истории тревожен и заслуживает дальнейшего обсуждения, а может быть, даже консультации с психологом. Ведь получается, что малыш не верит, что кто-то из близких выручит его в трудной ситуации, и чувствует себя абсолютно беспомощным.

Применение методики
Проективные сказочные тесты были разработаны в Европе в 1940-х годах и изначально находились под сильным влиянием моды на вульгарный психоанализ. Широкому кругу лиц, включая родителей, воспитателей, предлагалось тестировать детей, выясняя, как у них обстоят дела с комплексом кастрации, отношением к смерти и так далее. Было совершенно непонятно, как непрофессионалы, даже выявив такую проблему, станут ее решать. Со временем вера в силу психоанализа поумерилась, а результаты тестов стали трактоваться в разы сдержаннее. Сейчас психологи считают, что проективные методики полезно использовать как часть комплексного обследования ребенка. Правда, и сами по себе они неплохо выявляют скрытые от взрослых глаз переживания малыша.

Метки: , , , , , , , , , , , ,



Оставить комментарий