СИМВОЛИКА СЕРДЦА

В категорииUncategorized
Автор admin

Центр существа, как физический, так и духовный, божественное присутствие в центре. Сердце олицетворяет “центральную” мудрость, мудрость чувства в противовес рассудочной мудрости головы. Оба способа разумны, но сердце – это еще и сострадание, понимание, “место тайное”, любовь, милостыня. Оно содержит кровь, то есть жизнь. Сердце символизируется Солнцем, как центр жизни. Сияющее Солнце и пылающее сердце являются символами центров макрокосма и микрокосма, означая человека и Небеса, трансцендентное разумение. Сердце также часто изображают треугольником, опирающимся на вершину. У ацтеков сердце – центр человека, религии и любви, объединяющий жизненный принцип. Принесение сердца в жертву символизировало высвобождение крови, то есть жизни, посев жизни, чтобы она зародилась и расцвела. Пронзенное сердце означает покаяние. В буддизме сердце – суть природы Будды. Алмазное Сердце – это чистота и несокрушимость; человек, которого ничто не может “повредить”, вывести из равновесия. В китайском буддизме сердце является одним из Восьми Драгоценных Органов Будды. У кельтов Доброе сердце символизирует благородство и сострадание. Пылающее сердце как символ религиозного рвения – доминирующий элеме1чп печати Католической Ирландии. (1642 г.). Перевернутое сердце – каббалистическая фигура Якова Беме (1575-1624гг.). Написанное еврейскими буквами имя Бога 1НУН преобразовано в 1Н5- НУН, то есть Иешуа (Иисус). является антитезой дурному глазу. У христиан сердце – любовь, понимание, смелость, радость и печаль. Пылающее сердце означает религиозное рвение и приверженность вере. Сердце в руке символизирует любовь и благочестие; сердце, пронзенное стрелой, – это сокрушенное, покаявшееся сердце. Пронзенное сердце – эмблема святого Августина. Сердце, увенчанное шипами, – эмблема Игнатия Лойолы; сердце с крестом – святых Бернардина Сиенского, Катерины Сиенской, Терезы. У евреев сердце – Храм Божий. В индуизме сердце – божественный центр, место обитания Брахмы: “Это Брахма, это все”, Атман. Сердце символизируется лотосом. “Глаз сердца” – это третий глаз Шивы, трансцендентная мудрость, всезнающий дух. В исламе сердце – центр существа; “глаз сердца” – это духовный центр, абсолютный разум, просветление. В даосизме сердце – место разумения. У мудрого семь отверстий в сердце, и все они открыты.
“Сердце – это то, через что проявляется всякое познание”; “творчество рук, поступь ног, движение всех частей тела – все это вершится по велению, исходящему из сердца”. Так определяют древнеегипетские тексты роль сердца, приписывая ему функции, которые по большей части отнесены ныне к мозгу. Как органу незаменимому в поддержании жизни и сигнализирующему в чрезвычайных обстоятельствах учащенным своим биением, сердцу во многих древних культурах приписывалась роль, которая ему, с рациональной точки зрения, не присуща. Конечно, есть большая разница между риторическим образом и его подлинным выражением. Для египтян эпохи фараонов сердце являлось вместилищем рассудка, воли и чувств. Бог-творец Птах спланировал космос в сердце своем, прежде чем придать ему форму посредством своего слова. На суде мертвых сердце умершего взвешивается на весах с помощью пера (символ Маат, Справедливости), чтобы проверить, не отягощено ли оно чудовищными злодеяниями; здесь “сердце” символически уравнивается с “совестью”.
По Библии, сердце является внутренней сущностью человека, ибо человек смотрит на лицо. Бог – на сердце (1 Цар 16:7). О самом Боге сказано: “И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем” (Быт 6:6). В Новом завете говорится о том, чтобы Христос верою вселился “в сердца ваши” (Еф 3:17). В Индии сердце считается вместилищем атмана, ипостаси Абсолюта (Брахмана) в человеке. Ислам видит в сердце облаченный в различные покровы физический центр духовности и созерцательности. В империи ацтеков господствовало представление, что земное Солнце в своих ночных скитаниях по нижнему миру потеряло силу, исхудало до состояния скелета и может быть восстановлено только с помощью крови сердца ритуально жертвуемого человека. Сердце (йолотли) считается вместилищем жизни и души. До кремации в рот умершего вкладывали зеленый самоцвет, что должно было означать сердце. В высоком средневековье сердце романтизировалось в любовной лирике (например, “О сердце, опаленном любовью” Рене д’Анжу), в изобразительном искусстве оно стилизовалось, приобретая далекую от реальности грудеобразную форму вверху, и ставилось во взаимосвязь как с земной, так и с мистической небесной любовью (в этом случае – в качестве мистического алтаря, на котором огнем Святого Духа изводятся плотские влечения). (Словарь символов)

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , ,



Оставить комментарий